Joomla 2.5

Но я найду канаву и драки не будет

 По моей земле движется смерч. Его не видно глазами, но каждый может почувствовать его силу. Это смерч ненависти, гнева, мести. И постепенно все жители страны вовлекаются в эту свистопляску. Один из вариантов - определить «своих» и «чужих» и позволить потоку себя подхватить. Но пока ещё есть немного времени, когда можно сделать попытку уменьшить силу приближающейся бури.

***

Среди необычных и оригинальных мыслителей ХХ века есть такой ученый - Грегори Бейтсон, который чем только не занимался: кибернетикой, теорией информации, антропологией, экологией. В этом тексте я опишу только один эпизод его исследования, который особенно актуален сейчас. Речь идет об изучении культуры жителей Бали.

На Бали ученый столкнулся с необычным феноменом. Балийцы были принципиально не конфликтны. На языке Бейтсона это называется почти полное «отсутствие кумулятивных интеракций».  Кумулятивные интеракции – это характерный для человека способ реакции на действия других людей. Так, например, когда кричат на кого-то, он будет кричать в ответ. Суть любого конфликта состоит из последовательных серий по достижению баланса, при этом каждая попытка уравновесить ситуацию приводит к эскалации действия. Пока не дойдет дело до физического насилия. Старый библейский принцип: око за око, глаз за глаз.

Многие культуры жили по закону кровной мести сотни лет. Правосудие лишь внешне изменило закон возмездия, передав государству исключительные права на насилие. Но суть осталась та же. Око за око.

Вроде есть альтернатива - золотое правило «поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой». В той или иной формулировку оно присутствует как нравственная норма во многих культурах. Но мало где такая практика стала повседневным правилом жизни. Рассудочное понимание «золотого правила» отнюдь не означает его присутствие в повседневных поведенческих актах.

Наше общество по своей сути построено на конфликтах. Взросление ребенка в семье - это постоянный конфликт и отвоевание своего личного пространства. От полной зависимости от мамы в годовалом возрасте до права самостоятельно выбирать свою судьбу. Сепарация от родительской семьи почти всегда процесс болезненный и мучительный, который может затянуться на целую жизнь. Часто инфантильность взрослых людей связана с глубинным нежеланием детей выходить на почти обязательный конфликт с родителями. Вариант того, что называется в семейной терапии лояльностью.

Партнерские отношения тоже построены на эскалации чувств до пикового состояния, условно называемого «любовью».  Но по всем известным законам любые пиковые состояния не могут долго удерживаться, и наступает снижение эмоционального тонуса, что может рассматриваться как охлаждение отношений. Это приводит к кризисам, переходящим в конфликты.

В социальной жизни мы тоже можем наблюдать кумулятивные интеракции. История Украины за последний год – сплошной набор таких кумулятивных действий. Если смотреть со стороны участники конфликтов выглядят обреченными статистами, уныло совершающие неэффективные действия, причем, чем дальше, тем очевиднее тупиковость происходящего. Часто кризисные состояния развиваются относительно медленно и на определенном этапе можно отследить возможную вспышку насилия и деструкции. Но, тем не менее, «шоу продолжается». Именно потому, что на личном уровне заложены базовые паттерны усиления напряжения. Это как базовая прошивка.

Что же происходит у балийцев и чем они отличаются? А тем, что это, по сути, бесконфликтное общество. Люди в повседневном общении находятся в некотором подобии транса.  Их произведения искусства (музыка, драма) лишены кульминационных моментов. То есть вся жизнь – это непрерывное дление.

Есть две больше системы внедрения базовых моделей поведения для человека: общество и семья. Вот основной способ решения ссора между взрослыми людьми на Бали. (Балийцы такие же люди как и мы и у них могут быть ссоры, отличие - в способах решения).

«Два поссорившихся человека официально приходят в контору местного представителя раджи и там регистрируют свою ссору, соглашаясь, что тот, кто заговорит с другим, заплатит штраф или сделает приношение богам. Позднее, если ссора прекращается, этот контракт может быть официально аннулирован. Аналогичными приемами избегания (pwik) пользуются при ссорах даже маленькие дети. Здесь существенно то, что эта процедура не пытается повлиять на участников в смысле отдаления от вражды и приближения к дружбе. Скорее, она является формальным признанием состояния их взаимоотношений и, возможно, своего рода стабилизацией отношений в таком состоянии. Если эта интерпретация верна, то такой метод обращения со ссорами будет соответствовать замене кульминации на плато».

Технологически можно изложить описанное так:

  1. Признание самого факта конфликта. Это, кроме всего, дает возможность разотождествится с ситуацией. Участники признают, что есть субъекты происходящего и есть сам конфликт. При этом совершенно грамотно не исследуются причины, ведь у каждой стороны будет свой «железный» аргумент.
  2. прекращение усиления конфликта путем обрыва коммуникации. Понятно же, что теперь любое общение будет происходить с учетом свой оценки произошедшего. Ничего хорошего всё равно не получится. Поэтому – блокирование общения.
  3. Если общение значимо, то по истечению определенного времени коммуникация возобновится. Обычно эмоциональные всплески теряют свою актуальность относительно быстро.
  4. Возобновление отношений связано не с признанием правоты и вины сторон, а пониманием значимости утраченного. То есть, я соглашаюсь общаться не потому, что признаю себя виноватым, а потому, что мне важен этот человек.

Готовая практика для работы с конфликтами на любом уровне.

Но как им это удается? Балийцы работают с сутью, с детством. Вот как происходит воспитание ребенка:

 «Обычно мать, начиная небольшой флирт с ребенком, побуждает его вступить с ней в активные отношения. Благодаря этому ребенок возбуждается. Несколько минут длиться кумулятивная интеракция. Если в этот момент ребенок, приближаясь к небольшому кульминационному пику, обнимает мать, она перестает обращать на него внимание. В этот момент ребенок вступает в другую кумулятивную интеракцию, которая развивается в направлении приступа злости. Мать играет роль зрителя, насмехаясь над плохим настроением ребенка, или если ребенок действительно на нее нападает, отражает его атаку, не проявляя при этом злости. Эти процессы можно интерпретировать, как выражение недовольства матери, развитием такого типа рефлекса или как попытку создать контекст, в котором ребенок становиться недоверчивым к подобным непонятным ситуациям. Таким образом, подавляется, возможно основная, человеческая тенденция кумулятивной личностной интеракции» .

Это ведь гениально! Поощрение желательной деятельности и игнорирование нежелательной путем работы со вниманием. (Бихевиористы что-то похожее пытались найти, но они не дошли до сути). Поскольку для ребенка отношения мамой являются базовыми, позже на них выстраиваются все остальные. А поскольку балийцы проходят так или иначе все через такой опыт воспитания, то ясно, какие модели поведения будут доминирующими. Те, где принципиально нет эскалации чувств. А ведь чувства - ключ к базовым моделям поведения.

Балийцы не работают с агрессией или гневом. Они работают с их причинами. И это намного эффективнее. Вот ещё один пример работы с кризисной ситуацией на уровне общества.

В прошлом могли возникать случаи вражды между деревнями. Как предотвратить столкновение? Вот как:  «Деревня была окружена старым частоколом и рвом, и люди объясняли функцию этих укреплений в следующих выражениях: "Если мы с тобой поссорились, тогда ты пойдешь и выроешь канаву вокруг своего дома. Позже я приду с тобой драться, но я найду канаву, и драки не будет».

Частоколы и канавы – не новость для нас. Но в случае балийцев эти сооружения больше исполняют роль символических преград. Психика, особенно коллективная, иногда может подвергаться бессознательным атакам, даже у балийцев. И при запуске агрессивной программы важно иметь предохраняющие клапаны. У балийцев они есть. Могут ли быть у нас?

Сам я больше пессимист и предполагаю, что наступает «апокалипсис просто сейчас». Но тем, кто выживет и останется при этом человеком, всё равно нужно потом будет искать продуктивные модели поведения.

Трудность в том, что это должны делать родители. А они сами не обучены и провоцируют своих детей на кумулятивные отношения, на эскалацию чувств. Что положительных, что негативных.  И даже если у кого-то получится воспитать ребенка в новом формате, социум останется тот же и будет понуждать к существующим кумулятивным правилам.

Возможно, следует начинать с «головы». Внедрить в обязательном порядке среди политиков модели и правила поведения, исключающие конфликтные результаты. Глядя на этих политиков, слабо верится в хорошее решение. Но рано или поздно, мир настанет. И может, этот мир станет основой иных отношений.

Возможно, решение на уровне малых социальных групп. Через игротехники и моделирование различных ситуаций в аспекте «балийских» практик возможно создание типовых семинаров и тренингов, где будут внедряться новые способы взаимодействия.

В позднем СССР была попытка выйти на качественно новый способ взаимодействия в малых группах, в виде ОДИ, организационно-деятельных игр. В свое время, да и сейчас работы Щедровицкого и его учеников во многом остаются новаторскими и прорывными. При этом  ОДИ, насколько я понимаю, используют конфликт как основу работы. Что приводит к интересным результатам, но по сути, эта техника построена по тому же принципу кумулятивных интеракций, что и всё остальные господствующие сейчас формы коммуникации. Это соперничество, игра, состязательность.

Политика построена на принципе выборности, а выборы – это всегда имиджевая борьба.

Либеральная экономика построена на рыночных правилах, где  постулируются суровые законы свободного рынка6 выживает сильнейший.

Спорт прямо призывает участников и зрителей к борьбе и победе.

Обучение на всех уровнях требует состязательности. Оценки и тесты  являются основным маркером успешного прохождения курса обучения. Что в школе, что в вузе.

В искусстве что текст, что музыка, что фильм несут в себе закон динамического усиления сюжета, кульминации и итога.

Это всё примеры действия кумулятивных интеракций в разных сферах. Все эти сферы приносят мало радости отдельно взятому человеку, но других пока нет.

Я предполагаю, что правильная работа с «балийскими» техниками может стать универсальным способом не решения конфликтов, а недопущения их. На всех уровнях. В семье, в партнерских отношениях, в бизнесе, в политике.

***

Сегодня, «чтобы убить дракона, нужно завести своего дракона». Но, может, чтобы убить дракона, надо … Я пока не знаю, что надо. Но чувствую, что ответ есть.

 

Написано 6 мая, в день Георгия Победоносца, победителя дракона.

Борис Медвидь

дерево перемен