Joomla 2.5

О Роберте Блае и его "Железном человеке"

Роберт Блай — известный и уважаемый американский поэт. Как же он решился написать книгу по саморазвитию? Блай занимался мифологией, чтобы увеличить свой доход, и обнаружил, что сказка братьев Гримм «Железный Джон» потрясла его до глубины души. Появившаяся в итоге книга о давно забытых мифах стала началом мужского движения, а семинары Блая стали поддержкой для тех, кто полюбил барабанный бой и лазание по деревьям.

Современный человек

На своих ранних семинарах Блай просил слушателей воспроизвести сцену из «Одиссеи», в которой Одиссею советуют поднять свой меч, когда он будет приближаться к символу женской энергии, богине Цирцее. Миролюбивые греки были не способны поднять меч в ее присутствии, настолько они не желали причинить никому вреда. А слушатели семинаров повзрослели во время войны во Вьетнаме и не хотели быть «настоящими мужчинами», потому что для претворения в жизнь этой идеи требуется присутствие врага. Вместо мужчины 50-х годов, думающего очень однообразно, у современников появилась открытость к различным точкам зрения и мнениям.

Мир стал гораздо лучшим местом для «мягких мужчин» — они являются любящими существами, как замечает Блай, но такие гармоничные мужчины в глубине души несчастны, поскольку вынуждены быть пассивными. Блай решил научить мужчин тому, что обнажение меча не обязательно означает приверженность военной карьере, а может стать знаком «радостной решительности».

Книга «Железный Джон» — это книга о возвращении мужчины к своим истокам при помощи мифов и легенд, к основам их мужественности, о поиске среднего пути между более сознательным, «чувствительным парнем новой эпохи» и полным жизни и силы первобытным воином.

История

История Железного Джона в той или иной форме существовала в течение тысячелетий. Вкратце: охотник соглашается на предложение короля отправиться в ту часть леса, из которой еще никто не возвращался. Охотник идет в этот лес, его собака берет след, который приводит к лесному озеру. Медленно исследуя дно озера сетью, он находит на его дне дикого мужчину, которого приводит в замок, где его заключают в темницу.

Сын короля впоследствии играет золотым шаром, который случайно закатывается в клетку к этому дикому мужчине. После долгих споров принц заключает с ним сделку: узник возвращает ему мяч взамен на то, что его отпускают. Эта сделка отмечает начало взросления мальчика-принца: он хочет отделить себя от родителей и получить свой «золотой мяч» обратно (живое ощущение молодости), открывая в себе свою мужскую энергию.

Кто такой или что такое Дикий человек?

Блай проводит важное для него различие между диким человеком и дикарем. Дикарь ломает окружающее пространство, насилует женщин, его внутреннее отчаяние вырывается в мир в форме неуважения или ненависти к другим. Дикий человек готов исследовать мир и продумывает момент удара. Этим он больше похож на священника или шамана, чем на дикаря. Дикий человек является высшим проявлением мужской природы, дикарь — ее низшим проявлением.

Цивилизованный человек пытается сделать свою дикую природу частью более обширного «я». Когда принц в этой истории рискует всем и идет в лес с диким человеком, его родители думают, что он просто одержим дьяволом. На самом деле происходит глубинная инициация, и принц пробуждается. Блай говорит о том, что современное восприятие детства как светлого периода жизни отделяет ребенка от источника первобытной энергии. Вредные привычки и психологические проблемы общества отражают его неспособность обуздать «темную сторону».

Блай верит, что современное убеждение по поводу гармонии и более высокого уровня сознания является опасно привлекательным для наивного человека. Мифология приглашает нас войти в полноценную жизнь, со всеми ее слезами и кровью. Способ, каким мы можем полностью реализовать себя и обрести мужественность, связан с концентрацией на «одной ценной вещи» (идее, человеке, задаче, вопросе) и решением следовать ей любой ценой. Когда мы делаем ясный выбор, принц внутри нас просыпается и наша сила наконец-то освобождается.

Пробуждение воина

Энергия воина, если ее не использовать или не почитать, выражается в насилии, избиении жен, педофилии, чувстве вины. Если пользоваться ею правильно, то она может стать источником удовольствия для каждого. Как еще, спрашивает Блай, можем мы объяснить бессознательное, восхищение овеянными славой рыцарями или мужчинами в белой парадной форме с медалями на груди? Этот образ представляет собой цивилизованный вариант энергии воина.

Автор также говорит о том, что дух воина и случайная «вспыльчивость» должны использоваться в отношениях. Он цитирует психоаналитика Карла Густава Юнга, который писал о том, что «американский брак является одним из самых печальных, потому что мужчина расходует всю свою мужскую силу в офисе». Дома он становится котенком. Вспыльчивость означает защиту подлинно своего, а женщина хочет знать, где лежат границы мужчины.


Возвращение к почве

Многие проводят двадцать или тридцать лет своей жизни «без корней»; в своем воображении такие мужчины не связывают себя ни с чем конкретным. Но для того, чтобы мужчина стал целостным, нечто должно сначала открыть его, какую-то рану, через которую выходит наружу душа. Во многих мифах животные приближаются к молодым людям, чтобы поранить им какую-то часть тела; в истории про Железного Джона — преследующий его рыцарь ранит принца в ногу. Когда он падает с коня, его золотые волосы, которые он прятал от всех под шлемом, рассыпаются по плечам. До этого момента казалось, что он пребывает в двух измерениях. Признание боли и страдания, говорит Блай, жизненно необходимо для раскрытия возможностей мужчины, а также для развития способности подниматься сознанием в высшие сферы.
   

Желание быть мужчиной

Суть церемоний инициации мужчин во всех культурах заключается в вынужденном, насильственном открытии темной стороны. Женщина не может инициировать мужчину. Во многих культурах мальчика перед инициацией забирают у женщин, которые до этого управляли его жизнью, а впоследствии часть его жизни проходит среди мужчин. В современном обществе не осталось структур инициации, и молодые люди могут наслаждаться своей свободой в течение нескольких лет, выражая свою сущность в грубом поведении, ссорах с родителями (особенно по отношению к матери), в привлекающей внимание одежде и музыке.

Миллионы мужчин выросли в среде женской энергии, что само по себе не является проблемой, но мальчикам также необходимо и мужское общество. Мужчина начинает думать о своем отце больше, когда он становится старше, а мифология может многое рассказать о тяжести ответственности «входа в отцовский дом», встрече с тяжелой реальностью и отказе от легкости и комфорта детства. Блай утверждает, что шекспировский Гамлет, например, является метафорой этого процесса перехода с женской стороны дома на мужскую.

Цвета жизни

В сказке про Железного Джона переодетый рыцарем принц скачет сначала на красной лошади, затем на белой и, наконец, на черной. Эти цвета имеют свое символическое значение в отношении к мужской жизни: красный обозначает сексуальность и эмоциональность молодых лет, белый — жизнь и работу в соответствии с принципами закона, черный — период полного взросления, когда в человеке начинают проявляться сострадание и гуманизм.

Блай говорит, что в последние годы своего президентства Линкольн был человеком в черном. Он уже повидал все эти цвета. Им уже не управляли эмоции (красный) или какие-то внешние правила и законы (белый), он отказался от позиции обвинителя и развил в себе прекрасное философское чувство юмора. Вы сможете легко узнать человека, который начал переходить в черный цвет, потому что ему начинают по-настоящему доверять окружающие. Уже нет скрытых проблем, потому что он полностью соединился со своей тенью.

***

Почему пересказ Блаем давно забытой европейской сказки так нравится многим западным мужчинам?

История Железного Джона рассказывалась у костров в течение тысячелетий. К несчастью, многие мужчины на самом деле не представляют себе, что они потеряли, как в случае с давно забытым наследством, которое лежит нетронутым. Книга предполагает, что в настоящее время предъявляется слишком много завышенных требований к мужчинам, а женщинам и всему остальному обществу лучше также об этом знать.

Мужчины, которые могут смеяться над такими книгами, как раз больше всего в них нуждаются. Наиболее разрушительными как раз и являются те мужчины, которые не развили в себе способность к изучению себя, и женщины должны приветствовать любые усилия по формированию сильной, но не деструктивной мужской силы. Если «Железный Джон» — это книга для мужчин, то «Женщины, которые бегут с волками» Клариссы Пинкола Эстес — похожая книга для представительниц слабого пола, и ее можно порекомендовать всем женщинам.

Книгу «Железный Джон» необходимо читать несколько раз, особенно если вы не знакомы с мифологией. Это была первая книга Блая в прозе, но в ней собраны некоторые его поэтические произведения.

Роберт Блай

Рожденный в 1926 году в семье фермера в Мэдисоне, штат Миннесота, Блай окончил Гарвард и получил степень магистра в университете Айовы. Он является одним из самых признанных живых поэтов в Америке, был редактором ряда поэтических сборников, наставником некоторых молодых поэтов. Его переводы не англоязычной поэзии сделали доступными для американцев многие работы классиков мировой литературы. Во время войны во Вьетнаме он был лидером антивоенного движения.

После «Железного Джона» Блай написал еще ряд произведений, в том числе «Общество братьев и сестер», в котором утверждал, что мы сейчас живем в культуре «вечной юности», а также книгу «Король-девушка: объединение женского и мужского начал». Самая его последняя работа — «Питаясь медом слов» — является собранием его лучших поэтических произведений последних трех десятилетий, а также включает некоторый новый материал. Роберт Блай живет в Миннесоте.

источник