Joomla 2.5

Где Я в этом потоке?

 

Всё на месте да что-то не так

Чтобы решить проблему нужно перестать отождествляться с ней. Допустим, у человека есть какой-то страх. Чтобы избавиться от него, следует хотя бы предположить, что существует отдельно Я и отдельно - страх. Дальше уже зависит от самого человека, готов ли он отпустить от себя свой симптом. Или эта связь для него значима.

Многие восточные практики используют разотождествление как обязательный инструмент самопознания. Человек - уязвимое существо и природа позаботилась, чтобы мы были предельно защищены в окружающем мире. Поэтому мы обрастаем многочисленными щитами, позволяющими нам выживать в окружающем мире. Значительную роль в воспитании и обеспечении человека всем необходимым играет семья. В животном мире непозволительная роскошь - воспитывать детёнышей полтора десятка лет, пока они станут самостоятельными. Но недаром человек – царь животных. Длительная подготовка ко взрослой жизни позволяет накопить многогранный опыт, позволяющий не только выживать физически, но и поддерживать такую уникальное качество, как социальная среда.

Социальные практики и навыки, вот что усваивается прежде всего во время обучения в школе и дома. Чтение, счёт, письмо, основы взаимодействия в малых и больших средах ценны не сами по себе, а как инструменты взаимодействия. Да, умение работать с дифференциальными уравнениями - это важный и уникальный навык. Но востребован он будет только в определённых условиях. В африканской саванне такой навык не очень полезен. Но поскольку человеческое общество – саморазвивающаяся система, то она сама регулирует потребность в тех или иных практиках. Приоритетная задача для человека после решения проблем с едой и местом обитания - умение эффективно взаимодействовать среди себе подобных.

Поведенческие, а также другие приобретённые способности настолько органично вписываются в нашу картину мира, что мы часто не замечаем их внешних характер. Например, умение читать не является нашей базовой характеристикой. Мы владеем этой способностью, но это не мы. Вроде бы это не сложно понять. Но когда мы усложняем процесс самопознания, оказывается, что многие качества тоже не мы, они просто намертво прилипли к нам. Со страхами и привязанностями понятно, кто же не прочь разотождествиться с ними. Но вот иные характеристики… Есть много такого, от чего человек не готов отказаться. Хотя, отказаться не значит – потерять. Отказаться, значит, перестать считать это Я, собой.

Да и просто хотелось пожить

А надо ли вообще разотождествлятся и насколько это обязательная процедура? Совсем не обязательная. Эту практику следует выполнить, если речь идёт о самопознании, о постижении себя. В этом случае отсечение привязанностей и страхов, работа с проекциями - действие необходимое. Трансформация, преображение, освобождение – как бы мы не называли конечную цель самореализации, она подразумевает избавление от груза прошлого. Чтобы стать кем-то, кто ты ещё не есть, следует убрать то, кто ты пока ещё есть. Тут есть некий парадокс, поскольку принимать решение об изменениях и глубинных трансформациях будет тот агент нашего Я, который в этой новой ипостаси не имеет права на жизнь. Назовём его «наш обыденный ум», рассудок.

Это всё равно, если бы расстрельной командой руководил бы сам приговорённый. Неудивительно, что часто наши усилия как будто непрерывно воплощаются в действия, но реальных изменений нет. И уже и Традицию менять приходилось, и учителей, и расписание практик - а результат тот же, что и вначале. Плюс разочарование. Почему же так странно получается?

Любой процесс самореализации – событие исключительной важности. Становясь на этот путь, следует чётко понимать, что будет в конце пути и кто получит результат. Кроме того, любое путешествие подразумевает подготовку. И чем серьезнее задача, тем подготовка должна быть основательнее. Поход на выходные в крымские горы доступен практически каждому взрослому человеку. Поход на «восмитысячник» в Гималаи требует многолетнего туристического опыта. Разотождествление со своими личностными структурами перед началом пути самопознания – это обязательная предварительная практика.

Причём может оказаться, что «такая корова нужна самому». И та личность, с которой собирались расстаться, очень даже ничего и ещё рано уходить в нирвану. Это не есть плохо. Вообще, оценочные характеристики не должны быть модификаторами поведения. Иными словами, принимать решения следует не с позиции «хорошо/плохо», а «хочу/не хочу». Мораль - это тоже одна из удобных социальных практик. Но на определённом этапе ,дуальная пара «добро/ зло» теряет свою силу. Взамен приходит «благо».

Признание себя как самоценной личности не останавливает процесс реализации. Сменяется акцент. В современном мире есть много практик личностного роста, а поскольку границ у Я нет, то развиваться можно бесконечно. Важно, чтобы это развитие было правдиво для конкретного человека. Который, увидев перспективы лишения себя чего-то, что для него важно, сказал: да я таков, какой есть и не собираюсь кардинально меняться.

Невидимые путы

Тем же, кто настаивает на том, что «человек есть нечто, что должно быть превзойдено», следует особо внимательно исследовать скрытые связи, удерживающие человека в его формах. Задача эта непростая, поскольку самые сильные отождествления часто менее всего очевидны. Например, семья. Обычно к 18-20-25 годам почти каждый проходит в своем развитии процесс сепарации от своих родителей. Но что после этого? Создается новая семья. То есть, внешне освободившись от одной семейной системы, человек попадает в другую. Где у него иная роль, но всё же режиссёром выступает здесь сама жизнь. У каждого своя история, тем не менее, количество сюжетов ограничено. От плохой или хорошей игры «актёров» мало что зависит. Что играть - комедию или трагедию, пошлый водевильчик – решаем не мы. У новой семьи появляются дети, и колесо вращается дальше.

Небольшой временной зазор между сепарацией (освобождением от роли «ребёнка») и новой ролью «родителя» используется мудрой Системой для сброса энергии и приобретения опыта. Десять (плюс/минус) лет – достаточный срок, чтобы насытиться так называемой «свободой». Чем взрослее человек, тем крепче в свои невидимые сети забирает Система. Прежде всего, семейная. Есть и другие, но они играют вспомогательную роль. Вот пример. У многих прадедушки, прабабушки ещё застали Российскую империю. Деды жили уже при Советах, родители пережили вместе со своей зрелостью крах Советского Союза, и вот уже подрастает поколение, для которых государство СССР – дремучее прошлое. Вполне возможно через десяток лет Украина тоже исчезнет с карты мира, будет нечто новое. Вполне конкретные семьи, может у кого-то даже сохранились фотографии прадедов. Три страны, две исчезнувших в никуда Империи, а род жив.

Политики часто спекулируют на чувстве любви к Родине, а что такое паспорт по сравнению с семейной связью? Можно сменить гражданство, можно иметь паспорта двух государств, но родителей не поменяешь. Для личностных структур распрощаться с чувством патриотизма – проблема небольшая. Это абстрактное переживание, которое обычно проявляется, когда ты далеко от дома. Более того, многие искатели легко адаптируются, например, в Индии, пытаясь отождествиться с местной культурой. Потом без проблем возвращаются домой.

Границы семьи перейти тяжело. Разотождествиться со своими родовыми идентичностями – задача архисложная. Семейная система следит за балансом «брать-давать» и строго наказывает, если мы взяли, но ничего не предложили. Система хочет жить и продолжать себя и от нас она требует одного - размножайся, продолжай род. Недаром в ряду удовольствий сексуальное - на первых местах. А чтобы не избегал человек этого удовольствия, ему в довесок прилагается влечение, которое с ним всю взрослую жизнь с юношества и до старости. Система не разбрасывается ресурсами, после определённого возраста влечение у индивидуума снижается, но для системы это уже не важно.

Многим известна история становления на путь поиска истины царевича Сидддхартхи Гаутамы. Сутры говорят, что последним событием, подтолкнувшим будущего Просветлённого уйти из дома, было известие о рождении сына. Это интерпретируется в том смысле, что царевич в этот момент осознал: ещё немного и бытовая и семейная карусель захватит его окончательно. Но ведь можно посмотреть иначе на это событие. Как только Гаутама отдал долг Системе, заплатил ей тем, что она позволила ему родиться новой жизнью, стал возможен уход. Наличие мужчины возле женщины с ребенком - событие желательное, но не обязательное. Мужчины часто уходят и не возвращаются: в поход, на войну, в море. Главное, чтобы они успевали зачать новую жизнь. Баланс должен быть соблюдён.

Продолжая историю с Буддой. Вполне возможно, что его неистовый поиск истины был связан с несбыточной попыткой найти Мать. Известно, что мать Сиддхартхи умерла сразу после рождения сына. Именно отсутствие симбиотической связи Гаутамы с мамой позволило ему ослабить связь с Системой с одной стороны, а с другой – иметь источник для постоянных дерзаний и поисков. Закончившихся полным освобождением. Но какими усилиями? И по силам ли такое обычному человеку?

Единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного

Если человек твёрдо решил выйти за рамки привычного хода своей судьбы и готов любой ценой двигаться к трансформации, то следует совершить обязательное действо. Нужно выбрать новую систему, новую Семью. Иерархично нам не по силам, находясь в системе, мерятся с ней силами. Она просто проедет катком по нам и даже не заметит. Но можно войти в другую Систему. В Традициях это называется по разному: линия приемственности, сампрадая, сангха. Как правило, религиозная традиция подразумевает, что сила и могущество основателя Учения основана на непрерывной передаче чего-то очень важного. В христианстве есть таинство священства - наложения рук. Эта практика ведёт ещё к евангелической истории, когда Иисус наложил руки на апостолов и передал им нечто, что позволило создать Церковь. Через апостолов, а затем епископов и священников, эта незримая передача присутствует до сих пор и именно этой непрерывностью жива Церковь. В буддизме Сангха, община является одной из трёх драгоценностей этой религии, наряду с Буддой и Дхармой (Учением). Но если в Роду главной характеристикой является генетическая принадлежность, то в Системе Традиции единство определяется другими критериями. Они не совсем выразимы на обыденном языке, но интуитивоно понятно, что есть некое качество, по которым определяются свои.

Между системой Рода и системой Традиции, как показывает беглый взгляд на историю, не было трений между собой. Обычные люди, отдавая дань Традиции, сердцем больше принадлежат Роду. Так устроен этот мир. Но есть небольшой процент людей, которых семейная Система может отпустить, поскольку это не сильно влияет на статистику. В свою очередь Система Традиции имеет возможность постоянно пополнять свои ряды и продолжаться во времени. Такой вот симбиоз.

Обет безбрачия, целибат, характерный для монашеских общин, как раз связан во многом с неистребимым желанием человека заботится о своих потомках. После перехода в новую Семью о прежней следует забыть. Поэтому монахи «умирают» символически для старой жизни. И получение нового имени - тоже часть обрядов перехода. Это логично и понятно.

Монашеский путь - выбор не для всех. Поэтому каждый, размышляющий на эту тему, понимает качественное изменение своего статуса. И хотя понятно, что жизнь монаха – это одна сплошная практика, всё же уходят немногие. Силу Традиции можно определить и по наличию монашествующих общин. Если их чуть-чуть, значит, Сила уходит.

Крепость границ Системы Рода является хорошим тестом на готовность к Трансформации. Род может отпустить человека, только если все долги отданы. тогда возможно «досрочное освобождение». И вот в этот небольшой промежуток времени можно успеть либо найти себе Традицию и погрузится в неё, либо стать «Буддой для себя самого». Есть в буддизме такое определение просветлённого, который достиг Освобождения, но не считает нужным делится этим с кем-то и основывать Традицию.

Так получается, что прежде чем делать первые шаги в сторону постижения себя, следует основательно проработать личностную проблематику. Без исследования своих глубинных привязанностей, страхов, ложных идентификаций трудно ожидать духовной трансформации. Вероятно, осознание себя как части могущественной и тотальной системы взаимодействий даст понимание путей выхода от такой зависимости. Философия дает мудрую подсказку для утешения на этом пути: «свобода - это осознанная необходимость».

Борис Медвидь

Опубликовано в журнале "ПОЗНАНИЕ", № 2(8) 2012