Joomla 2.5

За пределами кармы

«Такова моя карма» – знакомое выражение, не правда ли? В переводе на русский это значит: такова моя жизнь. Не судьба, не рок, а именно жизнь как непрерывный процесс сложных взаимо-переходящих причинно-следственных связей. Но много современных людей, говоря о карме, подразумевают именно судьбу как неизбежное следование уже написанному сюжету. А это не так.

Сам термин происходит из индийской культуры. В его корне – глагол, обозначающий действие. То есть «карма» – это «делание», совершение поступков, ведущих к какому-либо результату. В индуизме и буддизме есть некоторые отличия в понимании кармы, но это уже концептуальные особенности реализации практики. В целом, карма – это процесс-формирование-результат непрерывного жизненного цикла, уникального для каждого человека, в зависимости от совокупности свершаемых поступков. В этом контексте человек обладает свободной волей и может самостоятельно решать, делать ему что-либо или не делать, и быть готовым нести ответственность. При этом подразумевается, что незнание закона кармы не освобождает от его проявления. Карма, как и физика, действует в любом случае, вне зависимости от того, знают о ней или нет.

Где карма, там и сансара – бесконечный процесс перехода сознания из одной телесной оболочки в другую. Ведь чтобы «отработать» карму, необходимы определенные условия. Так, убийца не обязательно может испытать действие кармы в той же жизни, когда совершил убийство. Это возможно, но не обязательно. Тем не менее, весь накопленный опыт переносится в те условия, где будет реализовано возмездие. При этом в новой оболочке и с новым опытом можно и не осознавать предыдущие жизни. И тогда возникает претензия к Богу: за что мне это? Может на Небе совершили ошибку? Но мельницы Господа крутятся медленно, но верно.

Возможно, проявленный мир существует именно как пространство реализации совокупной кармы живых существ. Ведь жизнь на Земле – действительно уникальное явление, такое сочетание астрономических, климатических, атмосферных факторов едва ли могло получиться случайно. И на вопрос  «Почему на Земле существует жизнь?» возможен такой вариант ответа: чтобы было где отрабатывать карму.

Карма – это просто реализация закона сохранения энергии. Всякое действие, и дурное, и доброе, имеет последствия,поэтому различают «белую» и «черную» карму. Хорошими делами можно заслужить достойную жизнь. Но есть одна тонкость: хорошая жизнь иногда приходит не сразу после добрых дел, а в новом воплощении. В таком случае сознание может не помнить предыдущего опыта и источника заслуг,и человек воспринимает свою условно счастливую жизнь как должное и понемногу этим злоупотребляет. Совершаются ошибки, а там и более серьезные проступки, требующие возмездия. И снова череда не очень хороших перерождений с постоянно задаваемым вопросом: за что? Так происходит движение колеса сансары.

Именно поэтому целью можно было бы назвать не стремление к «белой» карме, а выход за пределы сансары. Это возможно благодаря практике «прожигания семян кармы». У каждой школы свои методы, в зависимости от доктрины и существующих практик. Но существует и общий конструкт – разотождествление себя с тем, кто страдает. Воздаяние, как хорошее, так и не очень, существует лишь для того, кто переживает себя как реально существующего, а окружающий мир – как Реальность.

Карма существует для того, кто признает Я. Другими словами, пока есть Я, есть карма: пока есть тот, кто делает, живет, страдает, надеется, есть и результаты этих процессов. Как только Я осознается как интересная Роль, возникает возможность выйти из сюжета. Шоу будет продолжаться, выпадет один персонаж, найдется другой, но у актера появится шанс стать кем-то другим. Умение выходить из игры может соблазнить такого человека попробовать себя в другом амплуа, с твердым обещанием себе соскочить, как только сансара начнет затягивать. Но сколько таких умников напрочь забывали об условности декораций и снова становились заложниками жизненного калейдоскопа? Поэтому только нирвана может дать гарантию выхода за пределы кармических процессов.

Есть соблазн пойти иным путем и задаться целью последовательно прорабатывать свою карму и в конце получить статус «вершителя реальности». Это маловероятно, но возможно. Маловероятно потому, что внутри нас много субличностей, некоторые из которых в виде семян кармы могут долгое время находиться в спящем режиме. Но при благоприятных обстоятельствах они обязательно «прорастут» и отшвырнут такого белого мага в самые бездны. Наверное, многие знают историю падения героя «Властелина колец» Сарумана. Чем выше взлетел, тем больнее падать.

Насколько применима концепция кармы в наших условиях, вне Индии? Ответ неоднозначный. Большинство тех, кто сейчас читает эти строки, воспитывались в контексте христианской культуры. Советский Союз тоже является элементом христианского проекта, хотя это и может показаться очень спорным высказыванием. Нет необходимости расписывать это в данной статье.

Аналогом «кармы» в христианской культуре является понятие «греха» (и, как следствие, вины). Речь идет не о буквальных аналогиях, а о ключевом термине, дающим понимание моделей поведения человека в той или иной культуре. В индийском варианте карма накапливается медленно, но уверенно. Например, чистый человек, одетый во всё чистое, решает практиковать  ежедневные прогулки. Вдруг случается ненастье, но не отменять же такое приятное дело? Он выходит на улицу и очень скоро становится грязным, и чем дольше он на улице, тем больше на нем грязи. Ну а дальше стирки, необходимость покупки стиральной машины, попутно заводятся дети, ну и пошло-поехало: кредиты, разводы, сердце шалит, «это не мы такие, это жизнь такая». А изначально человек всего лишь хотел иногда выходить погулять.

Христианская картина мира другая. Там человек начинает свою жизнь с греха, который так и называется – «первородный». Отец и Мать, прародители рода человеческого, согрешили, и мы вместе с ними. Значит, должно быть искупление, им была миссия Христа, но первородный грех-то всё равно никуда не делся. Он искуплен, но какой ценой? Смертью Бога. Это понимание инсталлировано во все культурно-социальные аспекты современной культуры. Может, в очень скрытом виде, но найти можно всегда.

Например, наука психология тоже является порождением христианской культуры. Отцом психологии можно считать Фрейда, человека, поставившего комплекс неполноценности (Эдипов комплекс, комплекс Клитемнестры) в основу понимания человека. Это, конечно, очень утрировано, но тезисно именно так. Разумеется, можно сказать, что Фрейд был анти-христианином, но даже в этом случае отталкивался он всё равно от христианских ценностей и понятий.

Грех, вина, справедливость, наказание, месть, воздаяние, суд – основные конструкты такого отношения к миру. Это «прошито» в книгах, сюжетах элитарного и массового кино, анекдотах, бытовых речевых практиках, даже в массовых социальных процессах. Революция ведь тоже принадлежит к практикам, основанным на чувствах вины, справедливости, возмездия. Трудно представить себе революцию в Индии, это нонсенс, бунт против зеркала. Не нравится изображение – разобью зеркало. Глупо? Глупо, но любой бунт и есть такая глупость. Массовые социальные действия иногда что-то меняют, но только снаружи. Они создают иллюзию перемен и возможности волшебного действа: придёт добрый волшебник и всё исправит, даст денег и счастья.  Не придёт.

Перейти из одной культурной парадигмы в другую – событие маловероятное. Нужно полностью переписать свою жизнь и свое восприятие, оставаясь при этом в прежней среде. Технически это возможно, практически – очень маловероятно. В общении, разумеется, можно использовать слово «карма», но оно будет выступать в значении «судьба».

В авраамистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) рекомендуется принимать свою судьбу как неизбежность, не жалуясь и не сетуя на божественный замысел. Претензия к судьбе – это претензия к Богу, самый страшный грех. Величайшее драматическое событие христианства – это моление о чаше Христа в Гефсиманском саду с просьбой, чтобы «Чаша Сия» миновала его, но заканчивается молитва так: «Пусть будет не как я хочу, но как Ты хочешь». Уж если воплощенный Бог не смог противиться судьбе, то что же говорить об остальных?

К тому же, в христианстве жизнь дается только один раз, отсутствует идея перерождения и компенсации благих и неблагих поступков в последующих воплощениях. Воздаяние происходит только на Страшном Суде, и никакой Лилы, никакого театра з возможным снятием ролей. Воскрешение из мертвых будет именно в этом теле, и точка.

Сейчас в нашем обществе нет жестких культурных и религиозных норм, поэтому можно позволить себе экспериментировать с другими моделями восприятия мира. Особенно популярно сейчас ведическое мировоззрение, куда входит в том числе и практикуемая повсеместно йога. Быть вегетарианцем, уметь делать «собаку мордой вниз», слушать мантры – это модный современный тренд, но, как и любая мода, это явление временное. Банальная истина: невозможно жить в обществе и быть свободным от него. Мыслительные практики, речевые конструкты, поведенческие стереотипы почти полностью формируются в детском возрасте. Всё это оставляет небольшой зазор для свободы в зрелом возрасте. Можно сказать, что карма социума и карма культуры определяет карму отдельного человека: он обречен быть христианином, даже если практикует, например, вайшнавские практики.

Таким образом, с одной стороны законы кармы с неизбежностью проявляются что на территории Индии, что на территории Украины. Но вот использовать термин «карма», как и остальные концептуальные понятия индийской культуры, в наших условиях будет трудно. Если и есть среди нас такие люди, то они совершают ежедневный подвиг. Но это слишком маловероятно. Скорее всего те, кто созрел для индийской картины мира, просто в один прекрасный день отправляются в Индию и остаются там, ибо они вернулись домой. Наверняка у каждого есть такие знакомые.

В мире всё правильно, всё по карме, и не так уж важно, как называть жизнь – кармой или судьбой. Важен момент принятия ответственности за свою жизнь. Просто в индийском варианте карма – это только своё, в христианском – судьба дается душе от Бога. Парадоксальная ситуация абсолютной зависимости и желания обрести свободу может найти решение только в признании Бога как единственно значимой цели. Свобода появляется и проявляется только там, где есть место Богу. Вне Бога мир несвободен, там сплошные причины и следствия, конца которым нет. Чтобы преодолеть карму, нужно осознать её тотальность и глобальность, «выхода нет», – это и есть принятие. И только потом может прийти понимание, что есть и территория вне кармы. Но для этого нужно перестать быть человеком, стать чем-то большим. Кто-то назовёт это «просветлением», кто-то – иначе, но слова – всего лишь маркеры для обозначения чего-то большего. Но в индийской культуре набор таких слов-маркеров очень уж удобен. Тот же термин «карма» позволяет сначала разговаривать, затем -понимать, а потом может и практиковать волшебные практики освобождения.

Только не стоит забывать, что между словом и делом лежит пропасть и колесо причинности не всегда катится между ними. Иными словами, разговорами сыт не будешь: хочешь поменять карму – прими то, что есть. Если принял, хорошо, уже освобождается энергия, которую можно направить на формирование будущей благоприятной для практики кармы, а через несколько жизней глядишь, и просветление не за горами.

Борис Медвидь  

опубликовано 22.10.2015

источник